Посидел, поперечитывал свои записи и понял, что мало так сказать практики. В смысле все читали, что это круто, но почему-то никто не показывает, как это круто. Или почему это круто и за это надо платить денег. В общем, решил я написать малюсенький пост про практику. И закрыть вопрос про то, как отличить облака от кластеров.
На всякий случай у меня под боком есть два компьютера. Ну как компьютеры … по нынешним меркам они скорее обзываются калькуляторами. Но тем не менее все необходимое у них есть. Пару-тройку виртуалок они потянут, а больше для меня и не надо.
Упражнение первое или “мама, у нас все сломалось”. Везде пишут (ну и я тоже), что системы виртуализации позволяют осуществлять онлайн-миграцию. А как это поисходит вживую?
Вот вам пример. В одном окошке я запустил миграцию виртуальной машины с одной ноды “калькуляторного кластера” на другую, а во втором – просто посылал в сторону мигрируемой машины по пакету в секунду. Как видно на скриншоте, время недоступности машины составило 9 секунд. Общее время миграции было около 30 секунд. На настоящих кластерах время недоступности обычно не превышает и половины секунды. Много ли сервисов требуют для себя такого уровня доступности?
Или вот еще один пример, опять же многократно описываемый. Есть сервис, которому не хватает ресурсов.
Если посмотрите на правое окошко (там консоль одной из виртуалок), то там openssl показывает, что он может подсчитать только 11 тысяч хешей md2 за 0.15с. А потом команда free докладывает, что памяти всего 256 мегабайт. Одна команда в левом окошке (на ноде) и openssl уже подсчитывает 540 тысяч за 3 секунды (или 27 тыщ за то же время), а памяти стало уже гигабайт. И все это без остановки или перезагрузки сервиса.
И так можно крутить любой параметр у виртуалки: начиная от числа и скорости процессоров и заканчивая количеством дискового пространства у машины.
Для интереса предлагаю прикинуть, сколько потребуется времени и сил, что бы проделать подобное в обычной инфраструктуре. Удобно? Не то слово!
Надо развернуть новый сервер? Легко!
17 секунд (калькулятор, да) и у вас есть готовая машина, которой надо только выделить ресурсы.
А когда нужда в ней отпадет … секунда и ненужной машины больше нет.
Точно таким же образом машины можно клонировать или тиражировать, снапшотить для бекапа и выполнять кучу других полезных действий.
Повторюсь, все это сейчас позволяет делать любая система виртуализации.
Но все-таки, чем отличаются облака от кластеров? Ведь они построены на одних и тех же принципах, позволяют делать одно и то же с одним и тем же результатом.
Отличаются они одним. Системой управления всем этим великолепием.
Во-первых, считается что облака дают возможность обычному (в смысле не имеющему доступа до нод) пользователю самому управлять своими машинами. Критерий спорный, но вполне имеет право на жизнь, ибо я еще ни разу к примеру не встречал на кластерах биллинг. А вот для облаков это неприменный атрибут.
Во-вторых, системы управления заточены на разделение ресурсов. В кластере редко возникает необходимость отделить одну группу серверов от другой. В результате все сидят в нескольких VLAN’ах, разрулить которые легко руками. А в облаках тысячи (десятки, сотни – подставьте по вкусу) пользователей, которых надо развести по своим сетям и не давать серверам одного пользователя прямого доступа к серверам другого. Без системы управления, заточенной на облака, подобная затея попросту обречена на провал.
И наконец, облака тащат в себе всю … скажем так, специфику виртуализации. Скажем, для одного сервиса необходимы ноды, которые используют локальное хранилище, да и еще на SSD. А для другого хватит кусочка общего стораджа. Для каждого сервиса есть свои ограничения, требования, правила. И системы управления следят за тем (скажем, при миграциях), что бы каждый сервис работал на ресурсах того класса, который ему выделен, что бы не происходило overselling (или он был с заранее определенными параметрами) и так далее и тому подобное.
Поверьте, все это удержать в голове и рулить этим через консоль или какую-нибудь утилитку – абсолютно нереальная задача.
И вот за вот это вот снятие “головной боли админа” и просят производители денег. А так-то все можно сделать руками и из консоли …